Меню Человек и закон

ОХРАНА И БЕЗОПАСНОСТЬ

С .Ю. .Журавлев,
кандидат юридических наук,
преподаватель кафедры криминалистики
Нижегородской ВШМ МВД РФ

ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДОСТАВЛЕНИЯ И ОПРОСА ЛИЦ, ЗАДЕРЖАННЫХ НА ОХРАНЯЕМОМ ОБЪЕКТЕ

Тюремщик всегда меньше думает о ключах, чем арестант о побеге... (Стендаль)

Выполнение частной охраной своих профессиональных функций прямо предполагает ситуации, в которых возникает необходимость задержания посторонних на охраняемом объекте и проведения их первоначального опроса. В этой связи представляется весьма важным знание особенностей поведения и мер предосторожностей, которые целесообразно использовать в подобных ситуациях.

Эпиграф, вынесенный нами в начало статьи, не случаен. Действительно, в практике зачастую происходит так, что частный охранник или работник правоохранительных органов в ситуациях, требующих бдитель- ности и осторожности, расслабля- ется и отдает инициативу в руки противной стороне. Приводит это к весьма печальным последствиям: уничтожению доказательств вины задержанного, его побегу, а нередко к травмированию или убийству представителя охранной (правоохранительной) структуры.

Лицо, задержанное за хищение или за нахождение на охраняемой территории (в охраняемом помещении) в неустановленное для свободного посещения время, подлежит доставлению в служебное помещение охраны. При оказании правонарушителем физического сопротивления следует в соответствии с законом применить по отношению к нему наручники или иные специальные средства. В случае отсутствия непосредственной угрозы жизни и здоровью охранника и, когда доставляемое в служебное помещение лицо не оказывает физического сопротивления,следует использовать следующие приемы и меры безопасности:

Схема № 1

1. При доставлении задержанного не следует идти впереди него. Охранник должен идти сзади и голосом отдавать команды об изменении маршрута движения. Находиться от доставляемого следует на расстоянии 1,5-2 метра (см. Схему № 1).

2. Во время движения охраннику не следует находиться в одной точке за спиной задержанного, а перемещаться у него за спиной из одной стороны в другую, не выходя при этом в сектор визуального обзора задержанного.

3. В случае, если задержанному неоднократно подавалась команда "смотреть вперед", а он все же пытается, оглядываясь, фиксировать нахождение охранника, необходимо усилить бдительность или перейти к иному способу сопровождения.

4. Другим приемом сопровождения задержанного (без применения болевых приемов) является непосредственный контроль рукой определенных частей тела задержан- ного лица, то есть нахождение от него на расстоянии около 30-50 см. Наиболее целесообразно в этом случае придерживать сопровождае- мого за руку чуть выше локтя (фото 1) или прихватывать одежду задержанного одной рукой в двух точках: на рукаве в районе локтя и на спине в районе широчайшей мышцы (фото 2). При удержании в районе локтя (фото 1) следует как бы управлять задержанным, прижимая руку к телу, выводя ее чуть вперед и слегка подталкивая.

В процессе доставления следует внимательно следить за поведением лица, фиксируя его реакцию на факт задержания. Реакции эти могут быть совершенно различными от полного равнодушия до бурного возмущения "нарушением его прав". Осознавая правильность своих действий, охраннику следует увидеть, что же в действительности стоит за внешними проявлениями задержанного, так как и полное равнодушие, и бурное возмущение могут свидетельствовать об одном - желании как можно быстрее увести охранника с места задержания, например, по той простой причине, что здесь в любой момент может появиться сообщник данного лица с похищенным имуществом.
Фото № 1 Фото № 2
Фото 1.
Придерживание сопровождаемого за руку в районе локтя позволяет эффективно контролировать его. Этот прием имеет существенные преимущества перед удержанием за кисть или за плечо, так как в первом случае сопровожда- емый может легко освободиться от контроля, а во втором - может ударить охранника фактически свободной рукой.
Фото 2.
Охранник прихватывает одежду задержанного в районе локтя и на спине в раине широчайшей мышцы. Подобное сковывание движений задержанного весьма эффективно и создает у него ощущение контролируемости, что помогает охраннику действовать увереннее.

Весьма своеобразным приемом доставления задержанного является выполнение этого действия форсированным темпом, ускоренным шагом или же почти бегом. Подобная тактика охранника действует на задержанного ошарашивающе, не дает возможности сориентироваься и как бы сама по себе не создает условий для возможности спастись бегством.

В процессе сопровождения задержанного в служебное помещение охраны следует задавать ему разведывательные вопросы о его личности, цели нахождения в данном месте, возможных сообщниках преступления и т. д. Необходимо это для того, чтобы иметь возможность сопоставить его ответы на подобные вопросы в служебном помещении. Некоторая растерянность фактом задержания не дает человеку возмож- ности быстро сориентироваться и продумать маскирующие истинные мотивы, варианты ответов.

После доставления задержанного в служебное помещение охраны не следует спешить с составлением акта.

Если задержанный предрасположен к общению, целесообразно в первую очередь опросить его.

Это можно сделать с использованием бланка объяснения (или опросить путем написания задержанным собственноручных показаний) или применения для опроса диктофона, который целесообразно иметь в караульном помещениию.

В практике существует две схемы взаимного расположения опрашивающего и опрашиваемого в процессе отобрания объяснения у задержанного лица Каждая схема имеет отдельные варианты в зависимости от складывающихся ситуаций

В случае отсутствия каких-либо агрессивных реакций задержанного и его готовности к дате объяснения используется первая схема (см. схему № 2).

Схема № 2
Вариант № 1 Вариант 1:
1-стол;
2-старший охранник;
3-задержанный;
4-"линия коррекции"
Вариант № 2 Вариант 2:
1-общая скамья;
2-старший охранник;
3-задержанный;
4 -"линия кооперации"
Вариант № 3 Вариант 3: старший охранник (2) и задержанный (3) сидят на стульях в полуоборота друг к другу и лицом к "центру кооперации" (1), будучи соединенные "линией кооперации" (4).

Варианты расположения опрашивающего и задержанного, указанные на схеме № 2, предусмотрены в тех случаях, когда лицо готово дать правдивые показания и склонно к доверительной и искренней беседе Но так бывает далеко не всегда и в этих случаях используется следующая схема (см. Схему № 3).

Схема № 3

Первый вариант расположения схемы № 3 может быть, например, использован в тех случаях, когда задержанный очень возбужден. В подобных случаях усаживание его на стул в центре комнаты на значительном удалении от стола и стен оказывает успокаивающее действие, которое должно дополняться соответствующей тактикой действий опрашивающего (успокаивающими фразами, призывами к благоразумию и откровенности и т.д ). Удлиненная "линия конфронтации" не позволяет задержанному чувствовать реакцию представителя частной охраны и не дает ему неожиданно совершить агрессивные действия.

Второй вариант расположения задержанного и опрашивающего может быть использован как мера поощрения успокоившемуся задержанному и как промежуточное положение, предшествующее переводу в положение кооперации. Это же положение опрашивающего и опрашиваемого применяется при использовании тактических приемов опроса в конфликтной ситуации со строгим соперничеством.

В третьем из указанных на схеме № 3 вариантов используется чуть более длинная, чем в предыдущем случае, "линия конфронтации" и применяются дополнительные психологические факторы. Это могут быть похищенные задержанным предметы и вещи, иные лица, например, другие охранники или работники милиции, которые своим присутствием и вопросами оказывают на задержанного дополнительное психологическое воздействие.

В случае, когда опрашиваемое лицо умалчивает об известных ему обстоятельствах или дает несоответствующие действительности показания, следует учитывать одну особенность, которую подчеркивает А.Р.Ратинов. В частности, он отмечает, что "люди никогда прямо не отвечают на заданный вопрос, они отвечают лишь на то, что, по их мнению, скрывается за вашим вопросом".

В этой связи представителям частной охраны, которым приходится опрашивать задержанных лиц (или своих подчиненных в рамках служебного расследования), должны быть известны основные позиции оценок поведения, высказываний и т.д. лиц, с которыми им приходится сталкиваться (таблица № 1).

Таблица № 1
МАТРИЦА
ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗА ДЕЙСТВИЙ
ИЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ДОПРАШИВАЕМОГО (ОПРАШИВАЕМОГО) ЛИЦА


п/п
Позиции оценки
или прогноза
Варианты оценок или прогноза
1 Фактическое обладание информацией 1. Обладает объективной информацией
2. Не обладает информацией
3. Обладает неточной или искаженной информацией
2 Знание об обладании информацией, интересующей субъекта расследования ("умное знание") 1. Знает (осознает), что обладает интересующей субъекта расследования информацией
2. Знает о том, что не обладает подобной информацией
3 Неконтролируемое обладание информацией, интересующей субъекта расслдеования ("глупое знание") 1. Не знает (не осознает), что обладает интересующей субъекта расследования информацией
2. Не знает о том, что не информирован
4 Понимание смысла расследования, сути его вопросов и т.д. 1. Понимает суть действий и смысл высказываний, вопросов и т.д.
2. Не понимает
5 Желание быть искренним во взаимоотношениях с субъектом расследования 1. Желает быть искренним
2. Не желает
6 Возможные проявления понимания смысла и сути (п. 4) и желания быть искренним (п. 5) с учетом дополнительных факторов:
- сомнение в своем понимании
- боязнь показаться понимающим
1. Понимает, но делает вид, что не понимает, т. е. демонстрирует непонимание
2. Понимает, но боится, что может заблуждаться, сомневается
3. Не понимает, но демонстрирует обратное
4. Не понимает, но боится показаться непонимающим (смешным)
7 Фактические проявления во взаимоотношениях с субъектом расследования 1. Сообщает (или будет сообщать): истину; ложь; намеки;неточную информацию. Молчит (будет молчать)

Практикой расследования выработаны следующие требования, которые предъявляются к вопросам задаваемым опрашиваемому лицу:

а) вопросы должны быть краткими, точными в своих формулировках, конкретными, понятными опрашиваемому лицу;

б) задаваемые вопросы не должны содержать в себе подсказки;

в) вопросы не должны быть направлены на "запутывание" опрашиваемого;

г) задаваемые вопросы не должны унижать честь и достоинство или оскорблять опрашиваемого;

д) формулировка вопросов должна исключать возможность двусмысленных ответов на них.

При постановке вопросов они могут задаваться в хронологическом порядке (например, с момента проникновения на охраняемый объект и до момента задержания) или в обратном порядке (например, с целью выяснения искренности ответов на предыдущие вопросы, задававшиеся в хронологическом порядке). В процессе опроса вопросы могут задаваться в разбивку, то есть без прямой или обратной хронологической последовательности.

По своей цели и содержанию вопрос опрашивающего может быть основным, ответ на который проясняет обстоятельства, интересующие опрашивающего, или дополнительным. В процессе опроса задержанному могут также задаются уточняющие, напоминающие и контрольные вопросы.

В зависимости от степени конфликтности ситуаций, складывающихся в процессе опроса, выделяют:

- тактические приемы опроса в бесконфликтной ситуации;

- приемы опроса в конфликтной ситуации с нестрогим соперничеством;

- тактические приемы опроса в конфликтной ситуации со строгим соперничеством.

Рассмотрим подробнее каждую из указанных групп тактических приемов.

ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
ОПРОСА В БЕСКОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

В случаях, когда опрашиваемый затрудняется вспомнить какие - то интересующие опрашивающего обстоятельства, необходимо применять приемы помощи в воспоминании забытого, которые основаны на восстановлении ассоциативных связей в сознании опрашиваемого. В подобных случаях используют такие приемы, как "ассоциация по смежности", "ассоциация по сходству", "ассоциация по контрасту" и прием, который именуют "дизассоциация".

Прием "ассоциация по смежности" может заключаться в перечислении опрашивающим фактов или описании событий, которые имели место до начала интересующего события, в процессе его или после его окончания. В результате напоминание смежного помогает вспомнить основное.

"Ассоциация по сходству" используется в тех случаях, когда опрашивающему уже известны аналогичные факты и обстоятельства. Описав их задержанному на объекте, опрашивающий предлагает как бы сравнить реально происходившие события с теми фактами, характеристика которых дана в формулировке вопроса.

При использовании приема "ассоциация по контрасту" происходит совершенно противоположное тому, что было указано в предыдущем случае, то есть опрашиваемому описываются факты, обстоятельства, события, о которых он наверняка не знает, к которым не причастен. Таким образом, оценка опрашиваемым сформулированных в вопросе совершенно противоположных обстоятельств или тех событий, которые наверняка не могли иметь место, может привести к вспоминанию им (или желанию рассказать, если до этого он не был откровенным) того, что действительно произошло.

Прием опроса "дизассоциация" применяется в тех случаях, когда опрашиваемый постоянно отвлекается и "уходит" в описание сопутствующих и второстепенных обстоятельств, не желая говорить о главном. В этом случае опрашиваемый должен жесткими формулировками предложить не отвлекаться на второстепенное (разорвать все ассоциативные связи) и говорить о том, что действительно представляет интерес.

Внимательно наблюдая за опрашиваемым, можно заметить, что иногда он не понимает (или делает вид, что не понимает) суть и содержание вопроса опрашивающего лица. В подобных случаях целесообразно использовать прием "перефраза", то есть переформулировать вопрос более понятными для опрашиваемого оборотами и терминами. Если и после переформулирования вопроса опрашиваемый уклоняется от ответа, то это может свидетельствовать либо о необходимости использовать приемы вспоминания забытого, либо о том, что в данной ситуации более приемлемы приемы преодоления утаивания и разоблачения лжи.

ПРИЕМЫ
ОПРОСА В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ С НЕСТРОГИМ СОПЕРНИЧЕСТВОМ

Начальная фаза опроса, в ходе которого предполагается возможность утаивания опрашиваемым существенных обстоятельств или высказывание им ложных заявлений, требует установления между сторонами определенной благоприятной психологической атмосферы. На этом этапе рекомендуется использовать прием под условным наименованием "беседа". Разговор с опрашиваемым ведется на свободную тему. В ходе беседы выясняются некоторые установочные данные, позиции опрашиваемого по тому или иному вопросу, а также иные обстоятельства, которые в дальнейшем могут помочь опрашивающему выбрать правильную линию поведения по отношению к противной стороне.

Когда в ходе разведывательной беседы возникает пауза, критическая ситуация, связанная с пониманием опрашиваемым основного содержания вопроса и т.п., следует использовать прием "разрядка", который заключается в отвлечении внимания и переключении опрашиваемого на иные обстоятельства. Практически прием "разрядка" рекомендуется использовать во всех случаях, когда опрашивающий попадает в затруднительное положение, не знает как правильно ответить на вопрос задержанного или же не может правильно сформулировать свой вопрос.

Тактический прием опроса "настройка", как правило, используется одновременно с приемом "использование положительных качеств опрашиваемого". Оба приема заключаются в настраивании опрашиваемого на дачу правдивых показаний, на признание вины совершенного им преступления, в том числе и с использованием положительных качеств его личности, примеров из его биографии или жизни известных ему лиц.

В случае, когда опрашиваемое лицо начинает откровенно лгать, следует использовать прием "пресечение лжи". В отдельных случаях этот тактический прием следует использовать в комплексе с приемом "легенда". Он заключается в том, что до определенного момента опрашивающий позволяет противной стороне давать ложные показания, не обнаруживая своего понимания данного факта. И только после того, когда ложные показания будут зафиксированы, используется прием "пресечение лжи". В результате, будучи уличенным в ложных показаниях, опрашиваемый становится более откровенным и опасается лгать в дальнейшем.

Для пресечения возможности использования опрашиваемым информации, получаемой от представителя охраны в процессе опроса, в некоторых случаях рекомендуется использовать прием "вакуум" (информационный и коммуникативный). Это может подкрепляться использованием другого ранее рассмотренного приема, обозначенного нами как "дизассоциация". Использование этих приемов не позволяет втягиваься в предлагаемую опрашиваемым тему беседы, пресекает его возможные вопросы об информированности опрашивающего, не дает задержанному возможности отвлекаться на второстепенные обстоятельства, тянуть время и иными способами уклоняться от дачи правдивых показаний.

Рис. 1
Рис. 1. Руки, скрещенные на груди в кулаках, показывают серьезность намерений опрашиваемого защищаться, в том числе и путем высказывания ложных и провоцирующих заявлений
Рис. 2
Рис. 2. Защитная поза: руки сжимают одна другую
Рис. 3
Рис 3. Плотно сжатые руки, свидетельствующие о том, что опрашиваемый попал в затруднительное положение
Рис. 4
Рис 4. Крепко сцепленные руки свидетельству ют о недоверии к вопросам и аргументам опрашивающего, к избранной им легенде опроса и т.д.
Рис. 5
Рис. 5. Касание носа как признак подозрительности, скрытности и готовности к обману
Рис. 6
Рис. 6. Жест раздумья
Рис. 7
Рис. 7. Поза критической оценки
Рис. 8
Рис. 8. Открытые руки, развернутые навстречу собеседнику
Рис. 9
Рис. 9. Поза, позволяющая не показать своего волнения, не выдать напряженного дыхания, дрожащих рук, подрагивания подбородка и иных признаков неуверенности опрашиваемого.

ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
ОПРОСА В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ СО СТРОГИМ СОПЕРНИЧЕСТВОМ

Важнейшим тактическим условием успеха в подобного рода ситуации является"использование фактора внезапности". Данный тактический прием может быть показан не в случае опроса задержанного на охраняемом объекте, а в ситуациях проведения служебного расследования внутри охранного предприятия или иной фирмы (например, при выявлении источника утечки служебной информации). Внезапный вызов для опроса, неожиданная демонстрация опрашиваемому имеющихся документов и иных свидетельств его вины и т.п. действия - все это является содержанием рассматриваемого приема.

Использование в процессе опроса фактора внезапности весьма эффективно сочетается с другим тактическим приемом, который называется "временная маскировка цели опроса". В начале разговора опрашивающий может отвлечь внимание противой стороны разговором на свободную тему, поддержать тему беседы, предложенную опрашиваемым, избрать такой предлог для опроса, который не существенен для опрашиваемого. Это отвлекает последнего, расслабляет его и именно в этот момент может быть использован фактор внезапности.

Следующая "связка" тактических приемов не требует каких-либо особых комментариев. Речь идет о "сокрытии осведомленности опрашивающего лица" и о "создании преувеличенного представления об осведомленности опрашивающего". Сокрытие осведомленности может совмещаться с временной маскировкой цели опроса и предшествовать использованию фактора внезапности. Возможна и такая комбинация, при которой после "сокрытия осведомленности" следует "разоблачениелжи". Возможны и иные сочетания приемов, например, "создание преувеличенного представления" используется для "пресечения лжи" и т.д.

Прием "создать напряжение" может осуществляться с помощью информационного и коммуникативного вакуума и сопровождаться определенным "вызовом" в адрес опрашиваемого. Все это может сопровождаться демонстрацией "эмоционального возбуждения опрашивающего" и подкрепляться "изменением темпа опроса" (например, использованием вопросно-ответной формы опроса в быстром темпе и при участии нескольких опрашивающих)*.Только творческое использование приемов, привнесение в них индивидуальных особенностей применения позволит получить желаемый результат. Попытки механического исполь- зования рассмотренных приемов без заранее обдуманного плана опроса, без продумывания тактической схемы их применения, как правило, обречены на неудачу.

Несколько слов о наиболее типичных ошибках, имеющих место при проведении опросов. К числу подобных ошибок относятся:

1. Ошибочно избранный повод или предлог для опроса, время и место его проведения, способ вызова для дачи объяснения.

2. Неправильный учет требований к обстановке в месте проведения опроса - наличие посторонних лиц, излишних предметов, отвлекающих опрашиваемого, шум или музыка в соседних помещениях или в коридоре и т.д.

3. Отсутствие развернутого или тезисного плана опроса, отсутствие элементарных представлений о том, как следует опрашивать.

4. Постановка основных вопросов без предварительного изучения основных психических черт личности опрашиваемого, его наклонностей.

5. Неумелое применение технических средств фиксации показаний опрашиваемого.

6. Опрос без учета темперамента опрашиваемого. Например, флегматик (опрашиваемый) не будет успевать за быстрой логикой рассуждения и постановкой вопросов холерика (опрашивающего), или же воздействие на меланхолика (опрашиваемого) приемами с сильной эмоциональной окраской будет приводить к еще большему подавлению его и без того малэмоциональной психической структуры.

7. Формулирование вопросов опрашиваемому на основании лишь неподтвержденной информации оперативного характера, что раскрывает источники такой информации.

8. Переоценка доказательственного значения признаний задержанного на охраняемом объекте или в охраняемом помещении.

Правильный выбор тактики опроса и наиболее целесообразная линия поведения опрашивающего в значительной степени зависят от понимания им скрытых реакций и мотивов опрашиваемого, которые проявляются в жестах, положениях тела, мимике и иных символах "языка телодвижений".

В первый момент опроса можно столкнуться с закрытостью опрашиваемого для общения и дачи показаний. Об этом могут свидетельствовать скрещенные на груди руки (рис. 1) или руки, которые сжимают одна другую (рис. 2). При этом следует отметить, что кулаки свидетельствуют об усилении закрытости и о еще большей агрессивности.

Опрашивающий может не понять этих жестов задержанного и пытаться продолжать "вытаскивать" его на откровенность. В подобных случаях целесообразнее применить "разрядку", иначе опрашиваемый окончательно выпадет из разговора.

В случае, когда у опрашиваемого плотно сжаты руки (рис. 3), это свидетельствует, что он попал в серьезную переделку и должен отвечать на вопросы, содержащие против него серьезные обвинения. Крепко сцепленные руки (рис. 4) обозначают подозрение и недоверие опрашиваемого, например, клегенде, которая используется опрашивающим. Короткое дыхание, частые вскрики и неясные звуки (глухой стон, мычание и т. п.) - это звуковой фон напряженности опрашиваемого, его боязни быть разоблаченным в совершенном преступлении.

В первую очередь, при опросе человека, находящегося в подобном состоянии, следует снять напряженность. Здесь могут быть использованы любые приемы, начиная от "разрядки" и "смены легенды" и заканчивая демонстративным подсаживанием к опрашиваемому лицу, наклоном в его сторону и т.п демонстрациями готовности понять его проблемы.

Касание носа или легкое его потирание указательным пальцем (рис. 5) свидетельствуют о скрытности, подозрительности и готовности обмануть. Ответ на вопрос, сопровождаемый подобным жестом, зачастую является неискренним.

О беспокойстве опрашиваемого может свидетельствовать покашливание, которое также может быть использовано с целью уклонения от полного ответа на поставленный вопрос. Если опрашиваемый курит, то в момент его внутреннего напряжения, постановки сложного вопроса он, как правило, гасит сигарету или оставляет ее догорать, не куря.

Жест раздумья (рис. 6) свидетельствует о сложности положения опрашиваемого. Такую реакцию может вызвать сложный вопрос, на который трудно дать неискренний ответ, выглядевший правдоподобно. В процессе опроса подобная реакция опрашиваемого неожиданно может смениться на позу критической оценки (рис 7).

Это бывает связано с тем, что опрашивающий "перегнул палку" и допустил оплошность, выдав, например, свою истинную цель. Такая же реакция опрашиваемого может свидетельствовать о том, что он заметил некомпетентность другой стороны, ее неинформированность, то, что с ним попросту блефуют.

Лицо, проводящее опрос, должно умело пользоваться своими жестами для оказания необходимого воздействия на опрашиваемого. Если требуется показать свою искренность по отношению к опрашиваемому, пригласить его к откровенному разговору, то следует применять жесты открытости. Они, как правило, выражаются в развернутых навстречу собеседнику руках (рис. 8), руках, прижатых к груди, а иногда в жесте, при котором одна рука прижата к груди, а другая - отведена в сторону, как бы обращаясь к третьему лицу

В случае, когда в ходе опроса возникает критическая ситуация,в которой необходимо использовать приемы информационного и коммуникативного вакуума, разоблачения и пресечения лжи, а также иные тактические схемы борьбы за дачу правдивых показаний, возможно использование позы, указанной на рис. 9. Опрашивающий может сохранять эту позу не только, когда говорит, но и пока слушает. Это наиболее удобная поза для игры с противной стороной в кошки-мышки. В этой позе удачно соединяются решительность в достижении поставленной цели и возможность не выдать своего волнения за счет сцепленных рук и прикрытого от собеседника лица.